Как быть хорошими родителями в период «среднего карантина»?
Вот уже почти месяц большинство российских семей живут в условиях вынужденной самоизоляции. Первый шок, растерянность, повышенная тревога и конфликтность остались позади, произошла адаптация к новой форме семейного существования, а в новостных программах уже все чаще звучат такие долгожданные слова «смягчение мер изоляции» и «выход из карантина». Да и весна, а также приближающиеся длинные майские праздники, которые у большинства ассоциируются с хорошим настроением, способствуют улучшению самочувствия, надежде на возвращение привычного уклада жизни.
Конечно, невозможно забыть о том, что весь мир сегодня находится в зоне существенных психологических, экономических и социальных трансформаций. Совершенно очевидно, что во время протекания и после окончания пандемии мы будем сталкиваться с множеством социально-психологических и личностных феноменов, которые будут подвергаться тщательному научному анализу и осмыслению. Ряд изменений заметен уже сегодня, например, вынужденная социальная самоизоляция трансформирует семейные отношения, вызывает множество новых вопросов у родителей о воспитании детей, дистанционном обучении, семейных конфликтах и способах их преодоления.
Мы вступили в период «среднего карантина», когда острота переживаний за возможность заболеть снизилась, появилась реальная надежда «выйти из дома» и вместе с этим возникли новые проблемы. Кто-то тревожится за профессиональное будущее, кто-то сожалеет об ошибках, сделанных в общении с близкими во время вынужденной самоизоляции.
Сейчас самое время успеть сделать что-то важное для семьи, достойно «завершить гештальт» самоизоляции!
Мы все прекрасно знаем, что качество семейных отношений зависит от многих факторов. Так, например, известно, что кризисные события и ситуации могут по-разному восприниматься и переживаться семьями, находящимися на разных стадиях жизненного цикла. Семьи, имеющие детей, столкнулись с необходимость полностью (а не частично, как раньше) заниматься своими детьми, взять на себя функции детского сада и школы по воспитанию и обучению. Многим родителям не хватает педагогических и психологических знаний для реализации этих функций.
Ниже приведены некоторые рекомендации для родителей, которые могут помочь им справиться с непростой ролью «хорошего родителя» в период «среднего карантина».
- Родительство – радость и ответственность. По-прежнему важно помнить, что быть родителями хлопотно и приятно, именно от родителей (их настроения и поведения) зависит эмоциональное состояние детей; именно родители могут обеспечить детям безопасную и содержательную жизнь на время ограничения социальных контактов.
- Эмоциональная уравновешенность родителей – залог психологического комфорта детей. По-прежнему важно сохранять бодрость и оптимизм, создавать дома стабильную благоприятную психоэмоциональную атмосферу, расширять семейные контакты, включая в них бабушек, дедушек и других родственников.
- Структура – залог спокойствия. Мы еще раз убедились, что детский организм легче, чем взрослый, адаптируется к любым изменениям. И наши дети, порой поддерживали нас не хуже взрослых в этот непростой месяц вынужденной самоизоляции. Однако, важно помнить о необходимости сохранять полноценный режим дня нашим детям, обеспечивать регулярный полноценный сон, сохраняя привычное время пробуждения и засыпания; не нарушать режим питания; отводить специальное время для развивающих и/или учебных занятий; оставаться активными участниками родительских чатов (детского сада или школы, которые посещают дети); регулярно проверять на сайте или ЭИОС своей образовательной организации информацию (задания, объявления, рекомендации).
- Мир реальный – мир виртуальный. Важно продолжать вместе с детьми обращаться к виртуальному контенту: образовательному, развивающему, досуговому. Нельзя забывать при этом контролировать время нахождения детей у компьютера.
- Новый этап – новый проект. Хорошо, если вы вместе с детьми придумали домашний проект, который объединил вас для совместной деятельности («Кулинарный поединок», «Виртуальное путешествие», «Домашняя школа», «Школа ремонта» и пр.). Продолжите начатое или начтите новый проект, например, «День Победы» - нарисуйте с детьми открытку, выучите военную песню, узнайте больше о героях войты, подготовьтесь с виртуальному шествию Бессмертного полка.
День Победы - это уникальный праздник, который может помочь нам снова почувствовать себя одной страной, одним великим народом!
Автор: Григорович Любовь Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Московского института психоанализа
Спасибо за то, что объяснили, как быть хорошим отцом моим детям, и мне отчаянно нужно было знать, как на самом деле обращаться с ними в этот критический период, который требует от нас терпения и выполнения большинства их просьб из заботы об их здоровье. .
Вообще согласен с этой статьей. Родителям в этот период сложно общаться со своими детьми. Поскольку детям очень скучно и они любят гулять по ночам с родителями, но необходимо удовлетворять детей ради их здоровья, пока это испытание не закончится.