Как стать официальным представителем компании: пособие для начинающего дистрибьютора
Дистрибуция – это довольно привлекательный бизнес. Его главные преимущества – это прямые закупки товара и право на официальное представительство компании производителя. Если продукция производителя пользуется спросом, то доход дистрибьютора будет стабильным. Как стать дистрибьютором – читайте в статье.
Сегодня вы узнаете:
- Что такое дистрибуция, и чем она отличает от дилерства или оптовой торговли.
- Кто такой дилер и что входит в его обязанности.
- Сколько и через каких дилеров нужно продавать, чтобы вытеснить конкурентов с рынка.
- Как стать официальным дистрибьютором компании.
- Как стать дистрибьютором завода-изготовителя без вложений.
- Как стать дистрибьютором иностранной компании в России.
Что такое дистрибуция и чем она отличается от дилерства или оптовой торговли?
Дистрибуция подразумевает под собой распределение товара между дилерами. Одна из обязанностей распределителя – это обеспечение полным ассортиментом продукции максимального количества торговых точек.
Дистрибьютор обязан обеспечить постоянное наличие продукции у всех дилеров, чтобы у продавцов на витринах был представлен товар производителя. Именно этим распределитель отличается от оптовика, у которого могут быть перебои с поставками товара.
Дистрибьютор — это агент, который закупает крупные партии товара у фирмы, с правом последующей ее реализации через оптовые продажи, как непосредственно от своего лица, так и через посредников. Официальным представителем производителя может стать индивидуальный предприниматель, любое юридическое лицо и большая организация.
В качестве дистрибьютора может выступать либо физическое лицо в статусе ИП, либо компания в статусе юрлица. Дистрибьютор официально представляет производителя и выполняет функцию посредника между первоисточником продукции и дилерами – оптовиками или розничниками. В некоторых случаях дистрибьюторы осуществляют продажу напрямую конечному покупателю.
Что входит в обязанности дистрибьютора?
Основные функции дистрибьютора:
- комплексное маркетинговое продвижение компании производителя;
- увеличение продаж;
- развитие узнаваемости бренда, если этот пункт есть в договоре с производителем;
- подробный анализ потребительского спроса в регионе и консультация «патрона» о необходимом объеме производства;
- обслуживание и наладка реализуемого оборудование и обучение дилеров;
- логистическое распространение и хранение продукции;
- гарантийный сервис, ликвидация неликвида и брака.
Обязанности дистрибьютора перед дилерами:
- компетентность по всем вопросам, что касаются товаров и фирмы производителя;
- формирование полной отчетности обо всех сделках купли-продажи;
- своевременное предоставление данных о рынке сбыта, изменении цен и работы конкурентов для партнеров;
- разработка плана сбыта продукции;
Кто такой дилер?
Дилер — это торговый посредник, которое занимается розничной продажей товаров или мелким оптом. Вертикальная структура сбыта выглядит таким образом «производитель (патрон)» — «дистрибьютор» — «дилер». Основная специализация — ритейл, а оптовая продажа часто бывает запрещена сертификационным соглашением.
Дилер может действовать с несколькими дистрибьюторами, тем самым увеличивая шансы на продажу и получение прибыли. Для дилеров установлено правило минимальной цены, продажа товара потребителю по более низкой стоимости невозможна, а прибавка составляет основной доход агента.
Что входит в обязанности дилера?
- Плановые закупки — объем и периодичность покупки товара заранее оговариваются и прописываются в договоре, независимо от того реализована ли предыдущая продукция.
- Территориальность — снабжение рынка только на территории, предписанной соглашением о сотрудничестве.
- Продвижение — реклама продукта с помощью доступных маркетинговых инструментов, мероприятий и акций исключительно за счет дилера.
- Приверженность — четкое выполнение условий договора при торговле продуктами одного производителя и следование фирменному стилю компании.
- Послепродажное обслуживание — гарантийный ремонт реализованных товаров.
- Качественные услуги — хороший сервис, поскольку при взаимоотношениях клиента и дилера формируется представление о фирме-патроне
Сколько и через каких дилеров продавать, чтобы вытеснить конкурентов с рынка?
Как вычислить, какой максимальный объем товаров вы можете продать через посредников, с какими торговыми точками работать активнее, чтобы увеличить продажи в регион.
Дистрибьютор обязан обеспечить:
- постоянные поставки продукции;
- оптимальное наличие товара;
- видимость продукции;
- повышение конкурентоспособности дилеру;
- сбалансированность затрат по дистрибуции;
- повышение уровня обслуживания клиентов;
- снижение уровня ценового давления на производителя;
- расширение географии продаж;
- оперативные логистические решения;
- удовлетворение потребности покупателей.
Как стать дистрибьютором компании?
Право дистрибьютора на официальное представление производителя подтверждается дистрибьюторским соглашением, которое является формальным договором о сотрудничестве между производителем и распределителем.
В соглашении прописываются:
- полномочия и обязательства обеих сторон;
- условия закупочной деятельности и распространения товара;
- методика образования цен.
Дистрибуция – это прежде всего ответственность распространителя перед производителем. Товар должен реализовываться по графику, а объемы продаж расти. Это основные требования производителя, и по этой причине не с каждым распространителем будет заключено соглашение.
Часто производитель проводит конкурс на определение самого надежного дистрибьютора. В большинстве случаев, крупные компании перед тем, как подписать соглашение, дают новому партнеру испытательный срок. За это время претендент показывает свое мастерство в продажах, умение организовать продающую структуру.
Для новичка, который не имеет опыта в подобной деятельности, существуют некоторые рекомендации по тому, как стать дистрибьютором компании.
Рекомендации для начинающего дистрибьютора
1. Выбрать направление деятельности: товары для дома, продукты, электроника, бытовая химия, запчасти для техники, прочее.
2. Выяснить спрос в регионе на определенную продукцию. Для этого нужно тщательно исследовать рынок и выявить свободные ниши. Также стоит взять во внимание компании, которые не представлены в регионе.
3. Создать условия для бесперебойной работы, а именно:
- организовать офис с отделом сбыта и бухгалтерией;
- приобрести или арендовать склад;
- приобрести транспорт, погрузчики, вспомогательное оборудование для работы склада и осуществления перевозок;
4. Провести предварительные переговоры с компаниями, которые хотят представить продукцию в регионе через новых распространителей. Ознакомьтесь с ассортиментом продукции и условиями сотрудничества потенциальных партнёров.
Начинающим дистрибьюторам – ИП и небольшим компаниям - разумнее работать с равными по масштабу организациями. Но в некоторых случаях, при большой конкуренции на рынке даже крупная организация может обратиться к новичку. После выбора кандидата для сотрудничества и достижения предварительных устных договоренностей нужно составить коммерческое предложение потенциальному партнеру.
В предложении нужно предоставить данные:
- о компании, сфере деятельности;
- о наличии опыта работы в подобном сегменте;
- о территории, на которой будет осуществляться торговая деятельность;
- о наличии ресурсов (площадь складов, количество единиц техники и ее наименование);
- о существующей и потенциальной клиентской базе;
- финансовой отчетности и показателях бизнеса.
Коммерческое предложение должно сопровождаться пакетом документов о проведенном анализе регионального рынка.
5. Если придет положительный ответ на предложение о сотрудничестве, то необходимо провести переговоры и оговорить условия поставок и сбыта, политику ценообразования, логистику, наличие других дистрибьюторов и конкурентов, проведение рекламных акций. Переговоры необходимо проводить в несколько этапов, чтобы не взять на себя неподъемные обязательства. Лучше каждый шаг анализировать, просчитывать, получать консультации от узких специалистов при возникновении спорных вопросов.
6. После успешных переговоров можно переходить к подписанию договора, который даст возможность представлять производителя в своем регионе.
В сетевых компаниях ситуация с представительством упрощенная. К примеру, для того, чтобы стать дистрибьютором обуви, нужно всего лишь написать руководителю на сайте компании «Эмальто»:
Компания «Эмальто» занимается производством обуви ЭВА по доступным ценам. В каталоге представлено широкое многообразие различных моделей обуви для мужчин, женщин, детей и подростков. Особенность обуви нашего производства заключается в том, что при ее создании учитывается строение стопы человека. Благодаря этому повышаются амортизирующие свойства обуви, что благотворно влияет на удобство и безопасность ношения обуви. Обувь оптом всегда в наличии и по доступным ценам!
Как стать дистрибьютором завода-изготовителя без вложений?
Труд дистрибьютора – это, в первую очередь, способность организовывать и продавать. Если данные качества присутствуют, то можно стать распределителем товара в регионе, имея в распоряжении лишь четкий план продаж, свидетельство индивидуального предпринимателя и телефон.
Сейчас рынок перенасыщен различными товарами и услугами, а в связи с политической ситуацией в мире, санкциями, оттоком западных инвесторов, продажи у производителей падают.
Для выживания бизнесу необходимо поддерживать существующий уровень продаж. И делать это помогают дистрибьюторы. Самые талантливые организаторы становятся представителями крупного и среднего бизнеса на местах. Если у нового распорядителя идут продажи, то все остальные ресурсы (транспорт, склады) ему предоставляет компания. Современный рынок предпочитает активность, умение продавать и договариваться.
Как стать дистрибьютором иностранной компании в России?
Принцип поиска иностранных партнеров не особо отличается от вышеуказанного. Но некоторые пункты нужно обговорить отдельно.
- Для успешного взаимодействия с иностранными компаниями нужно освоить язык или нанять штатного переводчика.
- Компании из-за рубежа будут предъявлять жесткие требования к условиям ведения бизнеса. К примеру, транспорт должен соответствовать определенным стандартам, офисы -поддерживать корпоративную культуру, а сотрудники - соблюдать дресс-код. Редкая иностранная компания согласится, чтобы ее продукцию доставляли на стареньком грузовичке.
- Иностранцы - народ, для которого прежде всего важна репутация партнера и по этой причине нужно иметь позитивную динамику, отсутствие долговых обязательств, судебных разбирательств.
- Зарубежные предприниматели вряд ли предоставят бесплатные образцы своей продукции и по этой причине нужно покупать весь ассортимент товара, каталоги, рекламную продукцию.
Если все пройдет успешно и иностранная компания даст добро на сотрудничество, то заниматься нужно будет все тем же – продажами и увеличением их объемов.
Комментарии к статье: «Как стать официальным представителем компании: пособие для начинающего дистрибьютора»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!