Как умирают языки?
Латинский язык — мертвый язык. Правда, в Ватикане он объявлен государственным. Но Ватикан — государство во многих отношениях странное. Например, в нем проживают только мужчины. И нет в нем детей. А ведь если на языке не лепечут дети, он — мертвый, хоть сто раз объяви его государственным.
И уже не узнать, красив ли был живой латинский язык, не услышать, как на нем ругались, отдавали приказы и пели. Правда, судя по итальянскому языку, который наследовал умершему латинскому, был тот язык-предок красив и выразителен.
И еще один романский язык пока что жив и, живя, сохраняет прелесть древнего латинского наречия. Хотя пользуются им совсем не потомки гордых римлян. Даже его название, «ладино», указывает на то, что язык этот восходит к латыни. К тому «народному» латинскому языку, который две тысячи лет назад был распространен по всей территории огромной Римской империи. И чем далее на запад, тем менее размывался этот язык греческим.
А что находилось на самом западе Римской империи? Огромный и пустынный Иберийский полуостров.
И в наши дни Испания производит впечатление огромной и пустынной страны. Достаточно отъехать на сотню километров от Мадрида или от узкой полосы средиземноморских курортов, и люди будут попадаться нечасто. Что же говорить про те, давным-давно прошедшие времена? Пустынной была провинция Hispania Nova, пустынной была провинция Lusitania!
Пустынной была эта земля, но не дикой. По ее лицу были разбросаны города — маленькие копии большого Рима. Опоры цивилизации, соединенные хорошими римскими дорогами.
Чем занимались люди в такой глуши? С Иберийского полуострова шли в Рим корабли, груженные зерном, фруктами и вином. Но главное, везли отсюда по всей империи металлы. Такие важные металлы, как золото, серебро, железо и свинец. А еще медь и олово, без которых никак не получишь бронзу. А еще ртуть и очень важное соединение ртути — минеральную краску яркого красного цвета, киноварь. И другие минеральные краски везли из Испании: сурик, охру, синий кобальт… Без сомнения, богатство Рима прирастало Иберией. Культура и политика тоже. Выходцами из испанских городов были многие римские писатели и поэты, и даже императоры.
Население иберийских городов было довольно пестрым. Жили здесь древние насельники Европы, кельты, уже почти полностью романизированные. Жили здесь легионеры-римляне, вышедшие на покой после 25-летней службы. И еще жили здесь евреи. Как же без них?
Евреи облюбовали эти отдаленные и, как видим, богатые места более двух тысяч лет назад, еще до Иудейской войны и до разрушения храма в Иерусалиме. Были они самой богатой и самой сплоченной группой в иберийских городах. Почему богатой? Потому что они контролировали и добычу металлов, и торговлю, и мореплавание. А сплачивала их общая религия, вера в единого Бога.
Своему странному невидимому Богу они возносили молитвы на святом языке. Здесь, на далеком западе, этот язык не выходил за стены еврейских молельных домов и религиозных школ. На улицах звучала латынь, и еврейские обитатели Иберии говорили, как все, на латыни. В Риме веди себя как римлянин. В провинции — тем более.
Даже приход в пределы империи варваров не слишком изменил жизнь дальних западных провинций.
Мы говорим о падении Римской империи и представляем себе катастрофу. Раз-два-три — и хлынули через границы толпы варваров. Рухнули города, исчезла великая культура. Воцарилось безвластие и мрак Средневековья.
На самом деле процесс распада великого государства шел почти незаметно для тех, кто в этом государстве жил. Происходящие изменения были растянуты на века, поэтому люди их просто не замечали. Варвары не вторгались дикими толпами, а просачивались через охраняемые восточные и северные границы империи и, теряя свой боевой дух, оседали в приграничных провинциях.
Впрочем, через несколько поколений они уже и вторгались толпами, и столицу империи брали в осаду. Но до далекой западной провинции варварские нашествия добредали, изрядно потеряв свою силу. Так что даже тотального разрушения и разграбления не происходило. Появлялись и исчезали варварские королевства. Менялись властители, но в городах жизнь не угасала, культура никуда не исчезала, и даже пришлые варвары усваивали язык побежденных. Сильными корнями держалась латынь за иберийскую землю!
После молниеносного мусульманского завоевания, в начале VIII века на большей части полуострова воцарился арабский язык. Но и ладино из завоеванных городов никуда не исчез. На фоне господствующего арабского языка им — как языком домашним — пользовались евреи и христиане. Да и завоеватели-мавры тоже его не презирали и не гнали.
Текст для публикации взят из Интернета.
Комментарии к статье: «Как умирают языки?»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!