Дистанционное обучение. Взгляд в будущее
Около пяти лет назад, в беседе с одним директором московской школы, у меня случайно зашёл разговор о возможностях и перспективах дистанционного обучения школьников и студентов. Мы обсудили общие проблемы данной формы работы и пришли к естественному заключению, что эта, в общем-то, положительная система обучения, когда-нибудь обязательно будет востребована и найдёт своё практическое применение в школе и вузе. Однако мы прекрасно понимали, что проблематика этого, несомненно, значимого вопроса носит весьма отдалённый характер, на практике в данный момент времени не очень-то востребована, и, в целом, никак широко в реальности не применима.
С тех пор прошло пять лет. Для развития педагогических идей и форм обучения, срок крайне небольшой. С учётом того, что педагогика, во многом, инертна и достаточно консервативна. Внедрение новых идей, технологий, форм обучения в ней происходит достаточно медленно, иногда встречая глубокое внутреннее сопротивление со стороны учителей и преподавателей. Например, обязательный Единый государственный экзамен в нашей стране был введён в 2009 году и до сих пор не принял окончательной формы своего проведения. Каждый раз перед его началом, в него вносят изменения, а споры в его необходимости не утихают уже на протяжении более десяти лет.
Но весной 2020 года отечественная педагогика столкнулась с совершенно неожиданным и опасным явлением – COVID-19. Страшная болезнь охватила весь мир, превратившись в глобальную пандемию. С целью сохранения здоровья учащихся, педагогических коллективов и исключения возможности распространение инфекции, отечественной системе образования не осталось иного пути, как перейти в режим дистанционного обучения, реализуемого в виртуальном пространстве интернета. И если все предыдущие годы возможность дистанционного обучения в школах только обсуждалась, то 2020 год уже никакого иного выбора отечественной системе не оставил.
В результате, за прошедшие полгода, можно сделать определённый вывод - отечественная система образования удар выдержала. Но вместе с тем выпукло выявила и ряд новых проблем. После того, как было принято решение, что образовательные учреждения переходят на карантин и дистанционную форму обучения, школам и вузам понадобилось меньше двух недель, чтобы организовать и вернуть в нормальное конструктивное русло педагогический процесс. В течение первой недели карантина, среди учителей и преподавателей наблюдалось непонимание, как организовать занятия, но уже в начале, второй, общие принципы и формы проведения занятий и уроков были сформулированы. Во многом это стало возможным благодаря ранее введённым электронным системам МЭШ (Московская электронная школа) и вузовским MOODLE и E-learning. У учителей и преподавателей было сформировано понимание работы в этих системах, и существовал определённый навык работы с ними. Однако как показала реальность, ни МЭШ, ни тем более MOODLE или E-learning, оказались не способны предоставить весь спектр возможностей по нормальной организации учебного процесса. У этих систем отсутствует самое главное – возможность непосредственного общения между учителем (преподавателем) и учеником в режиме реального времени.
Эти системы оказались лишь хранилищем информации. И если МЭШ изначально для этого и создавалась, как некий банк с учебно-методическими материалами, откуда учитель берёт необходимые ему данные, то громоздкие и время затратные для преподавателя учебные платформы MOODLE или E-learning оказались мало востребованными, даже не смотря на возможность использования внутренних чатов и форумов. В итоге учителям и преподавателям пришлось использовать сторонние не всегда удобные информационные сервисы WhatsApp, ZOOM, Mirapolis Virtual Room и др. Из них наиболее приспособленной для дистанционного обучения является Microsoft Teams, поскольку в ней интуитивно понятно управление, ясна внутренняя логистика, есть возможность использовать интерактивную доску и, самое главное, сохранять учебно-методические данные. В результате, благодаря этим программам стало возможным организовать живое общение между учителями и преподавателями с одной стороны и учениками с другой. Появилась возможность ученику и учителю увидеть друг друга. Выразить слово в звуке. Почувствовать и понять реальное эмоциональное состояние. Передать и получить информацию здесь и сейчас. Участвовать в учебном процессе, находясь за многие тысячи километров друг от друга.
У учителей появились технологии позволяющие общаться в реальном времени, передавать и сохранять информацию. Вместе с тем данные технологии не решают ряд проблем связанных с организацией практической работы в лабораторных условиях, контролем учебного процесса, мотивацией к обучению, созданием благоприятной учебной среды и т.п. Как показала практика, домашняя атмосфера не всегда способствует качественному получению (передаче) знаний. Остаётся открытым вопрос как обучать студентов-художников рисовать с натуры обнажённую фигуру человека, психологов организовывать и проводить коллективные тренинговые занятия, физиков или химиков работать с техническими установками, которые есть только в университете (школьном кабинете) и т.д?
Дистанционное обучение столкнулось с проблемой не только в организации процесса передачи информации, но и контролем учебной деятельности. Во время урока учитель или преподаватель понимает, что и как непосредственно перед его глазами делают ученики. Учитель в любое время может скорректировать свои и их действия. В условиях дистанционного образования этот механизм уже не работает. Даже включённая видео камера не отображает реальную картину происходящего. Поле её обзора ограничено, она может в любой момент выключится по тем или иным причинам. Преподаватель видит, что ученик (студент) во время урока или лекции находится в режиме он-лайн, но не всегда знает, включена ли громкость на другом конце виртуального провода.
Пандемия многократно ускорила те процессы, которые внедрялись и «тянулись» в отечественном образовании годами. Сложившиеся объективные обстоятельства вынудили по-новому настраивать педагогическую систему. В итоге, перед образованием открылись новые ранее неизвестные возможности, но и появились острые и неоднозначные вызовы. Мы живём в уникальное время. Никогда ранее в истории человечества педагогика не решала подобные задачи на таком технологическом уровне. Внешние условия, заставляют любую систему находить наиболее рациональные способы адаптации своего существования. В противном случае она перестанет существовать. Отечественное образование умет принимает вызовы. Поэтому никогда не исчезнет, но может потерять в своём качестве. И если мой случившийся разговор с школьным директором о дистанционной форме обучения в то время был гипотетическим, в тех условиях такое образование было объективно не нужно, то сейчас это уже наступившая реальность. У дистанционного образования есть положительные качества позволяющие усовершенствовать педагогический процесс, но насколько и как эта форма обучения будет востребована после пандемии, и в какую сторону она будет развиваться, покажет лишь время.
АВТОР: Хлебников Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ
Я понимаю, конечно, что сейчас цифровизация везде, где только можно, но сам факт того, что ноутбук или компьютер - это все же для большинства предмет досуга, нежели средство обучения. Не совсем уверена, что человек (не важно, будь то это ребенок или взрослый), будет серьезно воспринимать картинку на экране, обучающую его.
Возможно я ошибаюсь...