Противоборство одержимых
Зло – враг самого себя, начало беспокойства, беспрерывно стремящегося к снятию самого себя.
Бёме Якоб
Демокрит: Подобное познаётся подобным: равного с равным сводят всегда бессмертные боги.
Особенно я подобен осуждаемому в ближнем? Познавая в ближнем злое, я познаю зло в себе? Впрочем, о добре можно сказать то же самое, но сейчас именно о зле и его делах.
Когда присмотришься к живущим на земле –
Что человек, то нрав, но все равны во зле.
(Абу-ль-Аля аль-Маари)
Поэтому мы и сошлись?
Можно бесконечно оспаривать эту точку зрения, но она позволяет при всякой встрече с одержимостью искать подобного беса в себе, изобличать его, призывая на освободившееся место Дух благой, за что я бесконечно благодарен Демокриту, Абу-ль-Аля аль-Маари, Бёме, Гёте, Джебрану, Булгакову и многим другим, которые, как я понимаю, разделяли представление: зло для зла и добро для добра.
Правда, роман «Мастер и Маргарита» явился для меня яркой иллюстрацией именно борьбы зла со злом, он больше о зле для зла, чем о желанном Добре для Добра.
Причём зло в романе сознательное – это «силовики» Воланда, которые искупают свои «грехи», занимаясь «ассенизацией» малоосознанного зла путём «выведения на чистую воду» и воздаяния. Особенно показательно варьете?
Зло либо втёмную сталкивает одержимых друг с другом, либо злосчастных преследует команда Воланда – чтобы развернуть их к Добру? Воланд, таким образом, служит Богу как «часть той силы…»?
При этом Иешуа и Воланд, олицетворённые Добро и Зло – представлены силами внешними, вне сердца.
Прежде чем отдать сердце Высшему, поселить его Дух в сердце, ощущать себя прежде всего Добром или Злом, нужно поразбираться в них, в их взаимодействии, попытаться понять их рассудком, попробовать визуализировать, ощутить?
В общепринятом, чаще по умолчанию, представлении очевидное зло и добро объективно борются друг с другом, точнее, носители зла и добра борются, иногда насмерть.
Сомнению эта очевидность не подвергается, уточняется лишь кто есть кто, то есть кто представляет тёмные силы, а кто – светлые, кто прав и кто неправ.
Враги предстают обычно с «рогами» даже на касках, делить их на плохих и хороших сложно, поскольку чужие кажутся на одно лицо. Со своими сложнее: мы их знаем получше, но в целом «наши» сильны Правдой, хотя и не без «паршивых овец» и предательских колоннщиков (колонистов?), пригревшихся засланцев и обращённых в «басурманство» коренных.
Судим по делам, о которых знаем больше по вбросам, слухам, наветам, подозрениям, ну а что в душах творится с обеих сторон возводимых кем-то баррикад – известно лишь: «чужая душа – потёмки». Но и в свою-то подчас заглянуть страшновато…
Как бы то ни было, понимание Добра есть у каждого, большинство иногда ощущает Его, душевно общаясь с ближними, во что бы они не верили.
Добро – универсальное объединяющее, целящее начало? Зло же разъединяет, напрягает, закрепощает, лишает доброго счастья, но даёт некое злое счастье, злосчастье – как отбывающим повинность «силовикам», так и считающим себя правыми «борцам», исповедующим принцип «кто сильнее, тот и прав» (по большому счёту – Добр?), представляющим себя грозной (Доброй?) «десницей божией», наказующей зло, как то: гордыню-самость, отделённость от Доброго, духовную деградацию, суеверный страх, преступную трату энергии на пустое, непотребное, своекорыстное, и т.д.
Не всякий «борец» считает себя добрым, но какой злой считает, что он преследует, гонит Добро?
Михаил Афанасьевич открыл мне один из «секретов» жизни: зло борется не столько с Добром, сколько сталкивает одержимых злом. Парадокс? Ничуть, если понимать тексты вышеназванных авторов так, как понимаю сейчас я, в том числе используя жизненный опыт.
Присмотритесь, как часто обе стороны «злы» - начиная с супругов («муж и жена – одна сатана»):
--- конкурирующие под девизом «порви всех»,
--- кредитодатели и кредитовзятцы,
--- дающие мзду и берущие,
--- воры и стяжатели,
--- насильники и легко-себя-ведущие,
--- деспоты и рабы,
--- производители и потребители –
--- кончая истребляющими друг друга представителями племён, рас, вер, классов?
Вера в истинность этого представления часто позволяет мне ощущать высшую справедливость, избегать принятия в конфликтах чьей-либо стороны как абсолютно правой (в том числе и своей) – держаться Добра, стараться быть сильным именно в Добре, бороться не столько против, сколько за – помогает искать настоящее счастье, всё чаще испытывать его как естественное, безусловное, но путь к этому Ощущению-Состоянию вижу в следовании Добру как разумной идее:
сосредоточенная направленность Мысли ведёт к соответствующим Чувствам и наоборот, Чувства наводят на соответствующие мысли. Ум помогает обретать высокое состояние сердцу, помогает зажигаться благодатным огнём, служит ему, а высокий маяк Сердца ведёт корабль ума верным курсом, хранит его от всевозможных рифов и мелей.
Если соседи – сволочь, значит, я тоже – сволочь.
Если соседи честные, значит, мы тоже честные.
(Николай Красильников)
То есть, как я ДУМАЮ о людях – и я такой же?
Стало быть, насколько я не думаю о добром, настолько не принадлежу доброму единству в Любви, Дружбе, Сотрудничестве – Добросфере?
Насколько вижу зло ближнего как собаку, норовящую вцепиться в ногу – приходится противоборствовать недоброму, бороться с «несправедливостью». Хотя, как и с собакой, часто лучше остановиться, замереть, подумать.
Главное в этом противостоянии понимать, что к счастью естественного доброго Единства нужно возвращаться при первой же возможности, иначе одержусь хронически – утону, завязну в этой злой борьбе «против», как тарантул в пластилине, как жук навозный в потоке фекалий…
И даже клинически: Добро целит, а зло сводит с ума, приводит к неврозам, психозам и психосоматозам.
Если тронуть хотя бы волос на бороде дьявола, он непременно вцепится тебе в загривок (Стефан Цвейг).
Вцепится – в лице подручных Воланда, иногда принимающих образ ближних наших?
Даже из этого положения можно искать Счастье, однажды круто развернувшись к Добру – приняв обет перед Высшим в себе, отказавшись от былой отделённости в пользу Цельности, ощутив себя Новым, став аватаром Добра?
Главное – понять: борьба со злом – это бой с собственной Тенью, перестать «накручивать» себя, думая о зле в противнике, о том, что его нужно наказать?
Зло (обида, негодование и т.д.) – во мне, думая зло, я пребываю во зле и наказываю этим только сам себя.
Если же удаётся переключиться на Добро, мысленно передав и оппонента в «руки» Любящего и Заботящегося, Понимающего и Ждущего (для верующих в олицетворённую внешнюю пока ещё Силу) – и враг может стать где-то Другом достаточно скоро, пусть в это не очень-то верится, но у меня так было!
Самое большое зло, какое может сделать нам враг – это приучить наше сердце к ненависти (Ларошфуко).
…Ты прости, что тревога и смута затуманили сердце тоской,
И явленья земные я спутал с атмосферою жизни людской.
С этой схваткой гордынь меж собою, убивающей нас пустотой,
С этой страстной ничтожной борьбою, вечным спором тщеты со тщетой.
(Борис Сиротин)
"Ты не «победишь» зло до тех пор, пока не увидишь добро, которое оно делает".
Молитва, найденная в концлагере Равенсбрюк: «Господи, помни не только добрых, но и злых. Помни не только обо всех страданиях, которым нас подвергли. Помни, что эти муки принесли свои плоды – наше товарищество, преданность, смирение, храбрость и щедрость, величие сердца, вдохновившее нас на всё это. И когда наступит Судный день, пусть все эти плоды станут им наградой и прощением» (Из Э. Мелло).
Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла (Лихтенберг).
Причина – отсутствие состояния Любви: невежество, недопонимание, руководство негативными чувствами, насилие (в т.ч. над собой), ощущение невозможности творить добро по-Доброму?
Злом зла не поправишь (поговорка).
Один из самых действенных соблазнов зла – призыв к борьбе (Кафка).
Если имелась в виду идея борьбы со злом – присоединяюсь: выстрадал.
Побеждающий в борьбе сам стаёт Злом, если видел только Его в противнике.
Если же боролся вынужденно, без обвинения, без видения противника олицетворённым Злом – остаюсь в естественном Добре.
В этом случае, не теряя сознательности «объективного» Созерцания, ощущаю себя стихией, стихии же не борются – необходимо сталкиваются.
Жить без борьбы невозможно, но бороться со злом – часто значит творить зло, даже когда борюсь сначала во имя блага, но во благе не пребываю, забываю о нём.
Ни Добро, ни Зло как идейные начала в данном представлении не борются, неуязвимы друг для друга – Зло лишь сталкивает Своих носителей, уча их для Добра или уничтожая, а Добро даётся лишь отдающим Ему все силы – Увлечённым, требует предельного накала, напряжения в Деле.
Как часто сам я введусь на зло своим злом, начинаю ему противостоять, считая себя добрым, и только остыв, понимаю, что Добрым в тот момент не был или был недостаточно, был слаб в Добре, иначе зло не смогло бы ко мне прицепиться: не за что было бы. Не смогло бы оно так легко вывести меня из себя-настоящего, будь я бдителен.
Чтобы опуститься во Зле, стать Его добычей и быть втянутым в драку, антагонистическое, взаимоисключающее соперничество – совершенно не обязательно «продавать душу дьяволу» - достаточно расслабиться, не стремиться всей душой и делами к Добру, не иметь интересов, ведущих к Добру и исходящих из Добра сердца.
«Смотри, не поддавайся иллюзии, которую принято называть «борьбой за жизнь». Эти слова имеют смысл, только если они означают «борьба за Бога»… Для того же, кто нашёл свою жизнь в Боге, не существует никакой борьбы за жизнь. Бог не ведёт ни с кем никакой борьбы. Само присутствие Божие – победа» (Николай Сербский, «Мысли о добре и зле», 1923).
После увлечения борьбой со злом следует этап самоотверженной борьбы за Добро, наконец, становишься Счастливым от «просто Жизни»?
Силой ничего не верши (Клеобул, VI до)
Бороться со злом – что конфетку из свежего «вторичного продукта» голыми руками делать? Хуже? Но руки «чешутся»? Охота пуще неволи (желание крепче тюрьмы)…
В стране декларируется равное право съесть друг друга как для волка так и для ягнёнка (из телешоу).
Большинство из нас отчасти суть волки, как сильные, так и слабые, считающие себя козлятами, но мечтающие быть сильными, чтобы есть других? Хищники по образу мысли – с программой «отбери и съешь!»; доказательство – всеобщая зависть, уважение «крутых», мечты об «успехе»?
Таким образом, зло пожирает зло? «Зло – враг самого себя» (Бёме Якоб).
С гибелью злосчастной жертвы пропадает и Человеческая часть её сути? А что с Ней происходит в победителе?-
Победитель всегда воспринимает кое-какие черты побеждённого (Б.Шоу).
Средства борьбы со злом оказываются иногда хуже самого зла (Публий Сир, I век до)
Идея борьбы со Злом – основа несчастья?
Добро и зло только на первый взгляд враждуют? Если присмотреться – враждует только зло со злом – в пользу добра, которое враждовать не способно в принципе, хотя кулаки в ход по необходимости пускает?
Получается, что добро изменяет себе, чтобы сдержать зло? Или изменяет Добру человек? Точнее, не замечает, ЧТО ИМЕННО им владеет в данный момент, особенно если не задавался целью служить Добру, поддерживая Его в душе, как тепло очага в доме, видя в этой службе Счастье.
Добро неуязвимо, спокойно, бесстрашно, радостно. Зло только там, где на самом деле Добра нет, они не соприкасаются. Как раз здесь именно зло, сталкивая людей, прикидывается добром, якобы борющимся со злом (а человек при этом мнит себя правым)? А часто и выглядит добром, делает его:
Почти всякое зло творится под ложным предлогом добра (Буаст).
Добро не носит маску зла, но часто зло под маскою добра творит свои безумные дела (О. Хайям).
В моём лице? Моими руками?
О Добре: это – мир особый, каждый полон идей благих,
Осуждая почти без злобы всё известное зло… в других.
(Красавцев С.Н., «Лето прошло», М.-2006)
Осуждает непонимание. Всего не понять, но Добра держаться – не прогадать?
Ханжество в том, что люди поступают зло, но перед другими создают видимость, что их намерения добры и что они желают совершить нечто хорошее (Гегель).
Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба (Толстой Л.Н.).
На свете творилось бы очень мало зла, если бы нельзя было творить зло под видом добра (Мари Эбнер-Эшенбах).
Сея зло от благочестья, вечной славы ждут себе,
Но за злобу зёрна мести прорастают в их судьбе.
А тем, кто зол, всегда живётся плоше, своим же злом себя они казнят.
Злость человека – тягостная ноша, и наказание его, и ад.
(Мирза-Шафи)
Пошлость возникает из потребности видеть зло в людях, принимая их слабость в добре за силу в зле и наслаждаясь всеобщим опорочением (Ильин Иван Алексеевич).
Лишь отрешение от мыслей о славе, богатстве и власти освобождает от пошлости (Хун Цзычэн).
Только злые люди зла боятся (Вальтер Скотт).
При этом большинство боящихся считают себя добрыми? Конечно, не в том смысле, какой я вкладываю в слово Добро – обычно слово «добрый» понимается как угодно, только не как стремление к постоянству особого состояния души.
Большинство не имеет понятия и о самонаблюдении как Пути, а услышав о нём, тут же вытесняет это осознание как опасное: срабатывает так называемая психологическая защита или, в понятиях программистов – защита встроенной чужеродной программы? Свет высшего сознания для «программы» смертелен!
Почти каждый думает, что он – это и его тёмные, низкие, мелкие мыслишки (а это не так!), которые никто не видит. Но ведь мы живём на абсолютно открытой Космосу планетке, мы видны Миру насквозь – какой смысл закрывать глаза потными ладошками и кричать "чур меня!", "я в домике!"
Чаще смотри вВерх – подобно Канту, постоянно чувствуй на себе-хорошем любящий взор Неба, видь себя Сверху!
Раз и навсегда увидь себя настоящим – Добрым! Говорю я себе.
Эта защита заставляет забыть, что Любовь, Добро вытесняет из сердца страх. Если боюсь – значит во мне нет Любви!
***
Где милосердие – там и ненависть. Вместо старания прослыть милосердным – отринул и ненависть и милосердие (Хун Цзычэн).
Какие услуги не оказывай людям, им всё равно не сделаешь столько добра, сколько, по их мнению, они заслуживают (Вовенарг).
Для несчастных Добра нет – хоть всё им («мне!») отдай? Как в сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц»? Блажен лишь дающий тайно?
Кто не замечает зла – глуп (или свят?- А.), кто не замечает добра – несчастен (Ежи Плудовский).
Бдительно храня добро сердца, снова и снова пытаюсь взмыть как над самим собой-отдельным, так и над ближним как отдельной сущностью. Пытаюсь увидеть всё и всех необходимыми друг другу, Живым Целым. Стремлюсь стать Добром, видеть возможность Добра в ближнем, увидеть в нём Брата, даже если он в данный момент находится в состоянии зла и противостоит такому же одержимому.
Носители зла сталкиваются, чтобы ожило в нас Добро?
Разъединение предшествует счастью объединения?
Призываю – ради счастья ради нашего – не считать себя, не казаться себе добрым, а быть самим Добром.
Быть Любовью сердца – прежде всего. Не столько отождествлять себя, нас с Добром, сколько ощутитьсебя Им. Вне слов.
Тогда не останется ни зла, ни добра – будет просто Жизнь, просто Счастье. Хоть на миг!
И слова, понятия окажутся вдруг направляющими ориентирами – как звёзды, солнце; окажутся как бы транспортом, доставившим к дому.
Но как же войти в Дом? Советы здесь невозможны? Есть только Примеры – старцы, святые, подвижники, герои известные и скромные, которые рядом, но мало кто их замечает?
Для себя же вижу только путь борьбы за Мечту:
Лишь тот достоин жизни и свободы (Счастья! – А.),
Кто каждый день за них идёт на бой (Гёте)
Зло неистребимо, но как только удаётся стать Теплом и Светом хоть на мгновение – грозовые тучи уносятся и – да здравствует солнышко!
***
Потенциал зла часто реализуется от «удара», «волшебного пендаля», «наезда» и проч. Когда я не в состоянии понять-простить «ударившего» (обидевшего, причинившего боль, вред), сохранив себя в Добре.
Таким образом зло, сталкивая своих носителей – явных, чьим сердцем уже владеет, и потенциальных, способных обозлиться, - передаётся как зараза – заражает.
Носители зла в столкновениях часто гибнут, но оно успевает войти в сердца нестойких в Добре борцов. Поэтому лучше упорно и последовательно вытеснять зло из сердца Добром,
чем бороться с ним в себе: чему уделяю внимание – даже отрицательное – то и растёт;
чем бороться с его носителями, рискуя заразиться.
Другое дело, если эта борьба вынужденная или непроизвольная, спонтанная, импульсивная, когда и подумать не успеваешь… Когда как бы послужил инструментом судьбы, бога.
Тогда сразу после случившегося пытаюсь понять-простить-полюбить врага и себя.
***
Вертикаль. «Верхи», по мере ухода от контроля общества, уходят от морали, общественных норм и чем выше – тем дальше, но не от добра-зла, не от совести:
совесть допускает происходящее как Справедливое:
власть угнетает одержимых, перекладывающих ответственность за своё Счастье на избираемых ими,
угнетает требующих, непонимающих, непрощающих, нелюбящих…
Неблагодарная работёнка в команде Князя!
Насколько я Добр – настолько и Свободен,
насколько Свободен – настолько и Счастлив!
Комментарии к статье: «Противоборство одержимых»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!