Тренинг импульсивности и социальной эффективности у детей дошкольного возраста
Что дает контроль импульсивности?
Управление своим поведением (исполнительные функции) и социальные когнитивные компетенции связаны со многими важными сферами жизни, такими как возможность качественного обучения, коммуникабельность, контроль за своими сиюминутными желаниями (импульсивностью), обычно обусловленными внешними факторами. У детей управляющие функции (EF) позволяют им контролировать свое поведение и внимание.
Например, думать, прежде чем действовать, а не действовать импульсивно, откладывать получение награды (возможность дольше ждать большей награды вместо того, чтобы напрямую получать меньшую награду) и/или сопротивляться искушениям (иметь возможность ждать разрешения родителей, во время аперитива начать есть и пр.). EFs также позволяет детям сосредоточить и удерживать внимание на задаче, не отвлекаясь во время школьных уроков.Это позволяет им сосредоточиться на том, что говорит учитель, или на поставленной задаче, но также помнить и правильно следовать инструкциям.
Исполнительные функции играют роль не только на уровне способности к концентрации внимания, но и на уровне поведения: они действуют как настоящий регулятор поведения.
От чего зависит самоконтроль поведения?
Для простоты изложения основы нашего тренинга выделим три в чем-то базисных компонента исполнительной функции: рабочая память, тормозной контроль и когнитивная гибкость. Правда, можно сказать, что первоначально надо улушить память и развить контроль над импульсами, а потом только заняться гибкостью мышления. Эти способности связаны со многими сферами жизни, например, готовностью к школе, академической успеваемостью, здоровье, а в будущем − материальным благополучием, хорошей семьей, общительностью и поведением, соответствующим ситуации.
Наши программы
В настоящее время мы разрабатываем несколько программ для управления своим поведением, каждая из которых сосредоточена на каком-то конкретном эмоциональном поле, например рабочей памяти, внимании или способности к ингибированию/контролю. Нет соменения, что исполнительное функционирование (EF) можно улучшить с помощью специальных тренировок.
На что обратить особое внимание?
Однако, хотя рабочая память играет важную роль в обучении, и было разработано множество программ для улучшения этих способностей, результаты этих тренингов памяти нас разочаровывают. Мы видим, что программы тренировки памяти имеют лишь краткосрочные и специфические эффекты, которые нельзя обобщать. При таких тренингах мы видим небольшие признаки улучшения памяти и почти никакого влияния на арифметические навыки. Что еще более важно, торможение импульсов является ключевым аспектом, лежащим в основе других исполнительных функций.
В частности, запрещение способствует улучшению рабочей памяти (WM), как путем контроля нерелевантной информации и предотвращения ее ввода в WM, так и путем подавления в памяти любой информации, которая больше не актуальна. Запрещение неправильного поведения также служит гибкости, поскольку для переключения с одной задачи или одного измерения на другое требуется подавления тенденции оставаться на прежней задаче или обрабатывать предыдущее измерение чего-либо. Более того, обучение будет включать в себя как приобретение новых знаний возрастающей сложности, так и способность противостоять вмешательству, создаваемому предыдущими знаниями.
Например, в области чисел ученик сначала изучает натуральные числа и тот факт, что 5 меньше 7. Позже ученик изучает рациональные числа. Затем, например, при сравнении дробей, таких как 1/5 и 1/7, он должен запретить предыдущие знания о натуральных числах, чтобы правильно судить, что 1/5 больше 1/7.
Комментарии к статье: «Тренинг импульсивности и социальной эффективности у детей дошкольного возраста»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!