Этика три-плюс
Нравственное воспитание должно основываться на привычке и навыке доброго чувства.
Назаров Владимир Николаевич
О Добре - детям. И себе: восполнение недополученного
Если хочется что-то яснее понять и доступно изложить взрослым – нужно попытаться объяснить это ребёнку?
Тем более что каждый из нас, даже не будучи родителем или педагогом-воспитателем, однажды сталкивается с необходимостью дать кому-то «правильное» понятие о добре и зле.
Известно: дети запечатлевают образ поведения своих близких, поэтому прежде всего в воспитании – личный пример.
Но лет с трёх наступает возраст почемучек.
Если подростки спрашивают, чтобы соотнести ответ с поступками отвечающего, сравнить с ответами других авторитетов и сделать вывод, то малыши ответы на свои бесчисленные «почему» принимают как единственную реальность.
Как для них связать, например, понятия добра и счастья, если сам уже отчасти ожесточён явью жизни, в какой-то степени стал опустошённым циником, лицемером, очерствел, сердце «замёрзло», потому что через глаза в мозг из «окна Овертона» вошли голубые льдинки Снежной Королевы, каждый из нас в какой-то степени смотрит на мир, на людей, на себя через встроенное в нежном детстве «зеркало тролля»?
Хорошо, если дитё самостоятельно смотрело только добрые мультики, а злые – с комментариями старших, как прививки. Если ему читали только добрые сказки, книжки, например, «Притчи для детей и взрослых» А.Лопатиной и М.Скребцовой, на которые можно опереться в ответе, если ему пели добрые колыбельные, если слушал такие «программные» песенки как, например, «Дорогою добра» или такие стихи:
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
Если на слуху у него соответствующие поговорки, если ему (и себе!) обезопасили общение с гаджетами. Обеспечивая наилучшие условия детям, обеспечиваем их и себе – слушаем и смотрим вместе с ними, следуем призыву быть «как дети» - искренне добрыми!
Но как пытливому человечку обеспечить переход из доброго воображаемого мира в мир конкурентной борьбы, достаточно жёсткий мир детсада, условия далеко не совершенной школы, не говоря уже о дальнейшем?
Как не допустить так называемого когнитивного диссонанса, конфликта представлений о мире, возникающего в результате традиционного «воспитания» – одной из главных причин попадания в сообщества типа АУЕ, в сети наркодилеров, причины психосоматических, невротических, психотических расстройств, неадекватной требовательности, конфликтных отношений – изломанных судеб?
Как, например, плавно сменить образ доброго Деда Мороза на образ бога-Добра, бога-Любви?
Для начала, наверно, самому нужно постараться как-то совместить в своей жизни добро и счастье, регулярно строить Прекрасное Далёко для себя и потомков в воображении, мечтая о Нём, приводя себя в соответствие Ему, чтобы Лучшее будущее начало потихоньку становиться настоящим?
Закон: если в воспитании не уделять времени живой этике как руководству к действию, не грести против зла энтропии – будет сносить: добро в душе воспитуемого (впрочем, как и в душе воспитующего) обязательно будет уступать место злу, ибо «Царствие Небесное (имею в виду состояние сердца) силою берётся», или «бог тянет за руку, а чёрт за обе ноги».
«Живая этика» – это не отсылка к Агни-йоге, а противопоставление формальной морали, её мёртвой букве, навязанному манипуляторами долженствованию, механическому привитию поведенческих норм, часто ведущему к лицемерию, типа «скажи дяде «спасибо!»
Живая – значит осознанное Чувство, желанное Состояние души, путь к Счастью и одновременно само Счастье в его разнообразии, а не просто этикет как общепринятая видимость.
Честность, Справедливость, Достоинство, Доброжелательность и т.д. – прежде всего как Чувство, возвышающее над собой-маленьким, корыстным, боящимся, отдельным, отделённым. Как только человечек ощутит счастье Высоты – он начнёт выбирать её сам, начнёт становиться самостоятельным взрослым, обретать крылья, начнёт стремиться к счастью Полёта, желать видеть такими же счастливыми всех. Не станет разменивать Любовь на «секс» и «шопинг».
Значит, ребёнку нужны знания, представления, рождающие чувства и отношения, в свою очередь, обусловливающие мотивы поступков, повторение которых позволяет обретать привычки-навыки, формировать характер, строить судьбу – ковать некое нравственное Качество – постоянное, устойчивое Состояние духа.
Таким образом, человечек становится Человеком, свободной сущностью Мира, сотворцом, а не просто личностью как созависимой частью социума, жертвой рекламы и телеокон, ведомым авторитетными блогерами зомби.
Я пишу, чтобы, перечитывая, понять самому. Пишу, чтобы разбираться, размышляю письменно – это наглядно и памятно, а достаточная для общедоступного изложения ясность мне, похоже, не светит.
Переводить себя для кого-то мне очень трудно, да и «язык» читателя нужно знать, а для детей писать ещё сложнее.
Да, это актуально, интересно, поэтому буду пытаться, но уверен: у тебя, добрый читающий, это получится гораздо лучше – стоит только взяться!
Я, может быть, лишь наведу на какую-то идею, ассоциацию?
Конечно, малышам лучше всего сказка. Например, это может быть сказка о царстве добра и царстве зла в душе каждого человека, царствах, которые не пересекаются, но в каком царстве жить, какого царя поселить в своём сердце – выбираешь сам. Селишь царя-Добро – на душе становится тепло, радостно, всех хочется понимать, любить, видеть счастливыми, мир видится цельным и ярким, многокрасочным, чудесным. Даёшь захватить трон души царю-Злу – видишь всех врагами или временными союзниками, мир раскалывается на своих и чужих, на себя одинокого-несчастного и враждебное окружение, теряет краски, оттенки, становится чёрно-белым, затем серым.
Подростку же можно сказать, что добро и зло – это состояния мира души. Либо одно – либо другое. Тумблер – воля. Искать тумблер, переключатель – значит становиться хозяином своего мира, хозяином себя. Хозяином – значит сотворцом, аватаром, богом-Добром, контролирующим «тумблер», добивающимся только Доброго счастья, стремящимся к Добру, преодолевающим всевозможные препятствия на пути к доброй Цели – Счастливым уже только этим.
Простейший способ контроля – отбор мыслей: о чём думаю – тем и стаю. Думаю о Добре, делая ли доброе дело, читая ли добрую книгу, общаясь ли с добрым человеком – чувствую Добро, стаю Добром. На душе становится тепло, радостно, легко, я свободен и счастлив, чувствую себя здоровым, вижу всех добрыми, даже когда они бывают злыми – понимаю, почему они злятся и какими они могут быть добрыми.
Можно, например, сравнить людей с диполями – см. «Исповедь о Главном», глава «О «правильном»: «Человек представляется мне диполем – этакий диполь Зло-Добро, но при сближении, даже мысленном, взаимопритягиваются одинаковые полюса…»
Говоря о смысле жизни со знакомым с основами электрики школьником, можно сравнить жизнь с током: если ток – это движение от минуса, отрицательного полюса к положительному, то жизнь – это движение от зла к добру.
Без внешнего зла нет тока жизни. Хотя в благополучном детстве, особенно когда родители усиленно ограждают ребёнка от всего худого, безобразного, даже от фактов смерти, жизнь представляется почти сплошным благом, её можно сравнить с захватывающим, радостным плаванием по спокойной, доброй, бесконечной реке.
Сталкиваясь во взрослости со злом, «перекатами» реки судьбы, сильный человек начинает бороться с этим злом, разрушать его, наконец, отталкиваться от него. Таким образом, для большинства жизнь связана прежде всего именно с борьбой со злом. Многие при этом не замечают, как сами стают злом – впускают его в душу.
Увы, очень немногие однажды «просыпаются» и начинают стремиться прежде к Добру, понимая и оправдывая зло, понимая необходимость зла, при этом не принимая его в своё сердце.
Начинают «течь» по жизни сознательно, целенаправленно, стремиться к Добру в полную силу, с желанием, удовольствием, радостно, созидая. Стремление всем существом к идеалу и есть Жизнь. Полная, насыщенная, предельно активная – счастливая.
Зло, помогает оно или мешает, заставляет меня бороться, преодолевать, но должно оставаться внешним, я не позволяю ему войти в душу! А вошло – выгоняю Добром.
Обязательно дать ребёнку, играющему с солдатиками, понимание арьергардности борьбы со злом, разъяснить, что одно из условий счастья в том, что зло нужно стараться использовать как помощника («кто нам мешает – тот нам и поможет!»), как то, что толкает к добру и от чего можно активно отталкиваться в направлении наибольшего желания.
Например, «нашим» солдатам нужно добраться до сада с волшебными яблоками или совершить иные подвиги сказочных героев, а на них вдруг нападает неприятель. Чтобы выполнить главную задачу – добраться до яблок, нужно не дать себе увязнуть в борьбе с врагом, часто не обязательно его уничтожать, можно, например, обойти его главными силами, применив обманный манёвр, отвлечь, выделить специальный отряд, прикрывающий устремившиеся к Цели основные силы.
Мол, бороться со злом на пути к счастью приходится только в том случае, если не понятно, как иначе бороться за добро, быть добрым-счастливым.
Да, «добро должно быть с кулаками», но не кулаки с как бы добром, которое незаметно превращается в зло! Чем сильнее добро души, тем слабее в ней зло, тем сильней Человек. Значит, силу добра нужно «накачивать», а это большая наука и практика, большой Труд, может быть, главный смысл жизни, путь к Счастью или путь Счастья.
Кулаки нужно «качать» периодически – для здоровья и защиты, для самоуважения и уважения противником, который может стать другом, а силу добра души – постоянно насколько можно – для полноты счастья.
Если стараться весь день, просыпаться и засыпать с мыслью о главном, то Сила будет расти даже во сне, Добро будет крепнуть.
О противостоянии одержимых
Каждый в жизни встречается с дерущимися, соперничающими, когда приходится делать выбор: либо пройти мимо, либо броситься разнимать, начать увещевать, либо ввязаться в конфликт на чьей-то стороне, либо обратиться за помощью.
С опытом жизни всё больше становится видна правота каждого, обусловленность его состояния и действий, особенно хронически ругающихся соседей. Всё меньше времени требуется для оценки ситуации и принятия решений, всё чаще действуешь по интуиции, спонтанно, и всё чаще не вмешиваешься, если не просят – только молишься за каждого, сочувствуешь, желаешь доброго счастья: всё больше понимаешь, что стороны стоят друг друга, что они должны обменяться ударами, чтобы понять себя.
Но как объяснить это ребёнку? Комментировать агрессивные мультики, боевики, детективы? Разбирать, анализировать школьные ссоры в свете, например, межличностной конфликтологии?
Как дать понятие о счастье злом и добром, о приоритетности борьбы за Добро?
О различных способах защиты, способах уворачивания от стрел зла, об отождествлении себя с любящим и понимающим неуязвимым Наблюдателем, оценивающим и отбирающим приходящие в голову мысли, отождествлении себя с Добром сердца как защите абсолютной?
О Добром Образе Жизни?
О создании личностной программы, например, помочь ребёнку составить некий личный «кодекс воина-защитника» по примеру былинных богатырей, индейцев, самураев, «Науке побеждать» А.В.Суворова, «реставраторов», «поисковиков»?
Работа, конечно, большая, но – благодарная!
Да, очень сыро, непрофессионально, но спешу делиться «горячим».
Помогите, пожалуйста, кто чем может, станьте соавторами, дайте ссылки, отсылки, используйте на общее благо!
Поговорки о добре:
Доброе семя — добрый и всход.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесёт.
Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван – ни людям, ни нам.
Добрая совесть клеветы не боится.
Доброму и сухарь на здоровье.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добра желаешь, добро и делай!
Доброму человеку помочь — не убыток.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добро творить — себя веселить.
Добро делать спешить надобно.
Доброе дело крепко.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добро делаем — добро и снится, а худо делаем — худо и снится.
Добро и во сне хорошо.
Нет худа без добра.
Добро кверху, а худо ко дну.
Доброго держись, от худого удались.
По добру — добро, а по худу — худо.
Добро худо переможет.
Добро не умрет, а зло пропадёт.
Добро не горит, не тонет.
Добро помни, а зло забывай.
Добра ищи, а худо само придет.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро наживай, а худо изживай.
Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
Доброму слову — добрый ответ.
Доброе слово — глоток воздуха.
Доброе слово — тоже помощь.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрым словом и бездомный богат.
Добрый пёс на ветер не лает.
Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
Доброе молчанье — чем не ответ!
Доброе молчанье лучше пустого болтанья.
Добро не лихо — ходит тихо.
Добро семьёй живет.
Добрый сосед — как хлеба сусек.
Доброму гостю хозяин рад.
Добрый друг лучше ста родственников.
Доброе братство лучше богатства.
Добрый человек добру и учит.
Доброму добрая память.
Комментарии к статье: «Этика три-плюс»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!